Самодельные аэросани с аэрорулями

Самодельные аэросани рыбака

Чертежи аэросаней "Старт" и "Комета"

Как сделать аэросани

Аэросани на колесах - аэромобиль

Конструкция аэросаней Ак-5

Конструкция аэросаней Ак-6

Как сделать аэросани с ломающиеся рамой

Двигатель
для аэросаней

Двигатель для
аэросеней-2

Комфортабельные аэросани своими
руками

Конструкция
аэросаней с лодочным мотором

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть первая)

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть вторая)

Самодельные
аэросани "Шквал-2"

Чертежи аэросаней "Простор

Конструкция аэросаней "Планета"

Аэросани - аэролодка своими руками "Гидра"

Аэроджип "Торос-3"

Конструкция
аэросаней с четырьмя лыжами

Конструкция
аэросаней
управляемых
воздушным рулем

Конструкция простых аэросаней

Оппозитный
двигатель для аэросаней

Как самому сделать аэросани С-6

Самодельные
аэросани "Триумф"

Аэросани Ка-30

Аэронарты

САМОДЕЛЬНЫЕ АЭРОСАНИ С АЭРОРУЛЯМИ

Изготовлению самодельных аэросаней, о которых пойдёт ниже речь, предшествовала постройка более десятка иных: одно- и двухместных; одно-, двух- и трёхлыжных схем. Как правило, эти конструкции копировались с каких-то других. Их дальнейшая эксплуатация показала, что не все они были удачными. Однако в ходе строительства и использования приобретался и накапливался тот необходимый опыт, который позволял делать уже и оригинальные аэросани, о которых и пойдёт рассказ. Начиная разговор о конструкции, отмечу, что создавались аэросани руками членов клуба Михаила Пекина и братьев Александра и Виктора Кузьминых.

Сначала сани задумывались как некий симбиоз снегоходной машины и самолёта (точнее, экраноплана) — на них предполагалось установить крыло малого удлинения, а также аэродинамические рули направления и высоты. Но, подумав, решили крыло не ставить, а ограничиться хвостовым оперением с аэродинамическими рулями. Читатели, вероятно, уже догадались, что аэросани выполнены по двухлыжной схеме. Причём лыжи расположены на концах траверсы, а не тандемом, то есть являются неустойчивыми в продольном направлении.

Поэтому в качестве третьей опоры в хвостовой части использован костыль (по авиационной терминологии), больше напоминающий башмак. Но эта опора задействована только на стоянке или при торможении. Корпус аэросаней по форме, да и по конструкции напоминает плоскодонную байдарку. Его силовой набор выполнен из прямослойных сосновых брусков сечением 25x25 мм. Набор состоит из двух изогнутых лонжеронов (нижние продольные элементы) и пары стрингеров (верхние продольные элементы), соединённых между собой поперечинами и стойками, выполненными из сосновых брусков сечением 20x20 мм.

Жёсткость каркасу корпуса обеспечивают подкосы, изготовленные из соснового бруска сечением 15x15 мм, и кницы, выполненные из такой же фанеры, что и обшивка, — толщиной 3 мм. Поперечины, стойки и кницы образуют шпангоуты. Шпангоуты, в общем-то, разные, но подобные. Установлены они там, где наблюдаются наибольшие нагрузки на корпус: в местах крепления стоек моторамы, лыж, расположения сиденья. Обшивка каркаса — сплошная. Только верхняя плоскость (палуба) сделана составной — из нескольких листов фанеры, являющихся каждая крышкой люка для доступа внутрь корпуса. Сборка деталей каркаса осуществлена на эпоксидном клее и мелких гвоздях.

Снизу к корпусу двумя стремянками притянута траверса (доска толщиной 40 мм). По концам траверсы через проставки подвешена на шарнирных кронштейнах пара деревянных лыж — шасси аэросаней. Их полозья выполнены из сосновой доски толщиной 20 мм и усилены сверху продольным коробом из такого же материала, а снизу обклеены пластиком. Носки лыж распаривались, загибались и в таком положении высушивались. Конструкции рулей направления и высоты — однотипные рамные.

Рамки сварены из тонкостенных стальных труб диаметром 12 мм и обтянуты тонкой водонепроницаемой тканью, надеваемой на рамки, как наволочка на подушки, и зашитой по передней кромке. Форма всех рулей плоская полуэллиптическая. Только у рулей направления эллипс рассечен по малой оси, а у руля высоты — по большой. Рули направления закреплены шарнирно на стойках, а руль высоты — на верхних концах этих стоек. Стойки выполнены из стальной трубы диаметром 22 мм и закреплены на корме корпуса.

Управление самодельных аэросаней с аэрорулями осуществляется от одного рычага, закреплённого на правом борту корпуса через тяги: рулём высоты — отклонении рычага вперёд или назад, а рулями направления — вправо или влево. Торможение тоже производится от этого рычага, взяв его ручку «на себя» или уменьшением тяги винта (сбросом газа), когда башмак зацепляется за снег (или лёд). Управление двигателем осуществляется отдельным рычагом, закреплённым на левом борту через тросовую проводку в боуденовской оплётке.

Двигатель аэросаней Ид СД1012 — тракторный пусковой мотор мощностью 17 л.с. (3800 оборотов в минуту) воздушного охлаждения. Он установлен на мотораме за спинкой сиденья пилота. Цилиндр двигателя сблокирован с понижающим редуктором с передаточным числом 1,63. Мотор запускается от рукоятки с тросом. Двигатель работает на бензине А-76 или А-80. Бензобак (5-литровая канистра) устанавливается рядом с двигателем чуть выше карбюратора, и топливо в него поступает самотёком. Глушитель — самодельный, из нержавеющей стали.

Винт — двухлопастный, постоянного шага 0,45 м, деревянный, диаметром 1,1 м. Моторама сварена из стальных тонкостенных труб диаметром 22 мм. Сиденье — самодельное, съёмное. Основой послужило пластмассовое — от парковой карусели. Его обложили поролоном и обтянули дерматином. При необходимости впереди него закрепляется и сиденье пассажира. При возможности аэросани оборудуются обтекателем и обязательно — ремнями безопасности. Водитель и пассажир должны иметь шлемы. Поскольку рулевые стойки не являются ограждением воздушного винта, желательно заключить винт в решётчатый кожух, что у нас в ближайших планах.

(Автор: А.АНТОНЕНКО, г. Стародуб, Брянская обл.)

Аэросани с самолётным управлением: 1 —корпус; 2—лыжа (2 шт.); 3—обтекатель (стеклопластик); 4—рычаг управления двигателем (РУД); 5—ручка управления аэродинамическими рулями; 6—сиденье; 7—моторама (стальная труба диаметром 22); 8—двигатель (ИЖ СД1012); 9—воздушный винт; 10—вертикальная тяга руля высоты; 11—руль направления (2 шт.); 12—пята; 13 — спинка сиденья; 14—стойка рулей (труба диаметром 22,2шт.); 15—глушитель; 16—траверса (доска 1080х 160x40); 17 —тяга рулей направления (труба диаметром 12); 18—продольная тяга руля высоты; 19—поперечина стоек с кронштейном; 20—руль высоты; 21 —подкос стойки рулей (труба диаметром 12, 2 шт.)

Каркас корпуса аэросаней: 1 — верхний брус (сосна 25x25,2 шт.); 2—форштевень (сосновый брус); 3—нижний брус (сосна 25x25, 2 шт.); 4 — стойка (сосновый брусок 20x20, 10 шт.); 5 — подкос (сосновый брусок 15x15, 11 шт.); 6 — ахтерштевень (сосновый брус); 7—косынка каркаса (фанера s3, 12 шт.); 8 — косынка шпангоута (фанера s3, 16 шт.); 9—поперечина (сосновый брусок 20x20, 8 шт.); 10—распорка (сосновый брусок 20x20, 2 шт.)

Подмоторная рама: 1 —стойка (труба диаметром 22, 4 шт.); 2—подкос (труба диаметром 22, 4 шт.); 3—кронштейн-накладка крепления подмоторной рамы к корпусу (сталь, лист s3,4 шт.); 4—ушко для крепления площадки двигателя (уголок из стали, лист s3, 4 шт.); 5—поперечины (труба диаметром 22)

Схема управления аэросанями: 1 —ручка управления аэросанями; 2— карданный узел ручки управления; 3 — передняя качалка руля высоты; 4 — продольная тяга руля высоты; 5—задняя качалка руля высоты; 6—ось задней качалки руля высоты; 7—вертикальная тяга руля высоты; 8—кронштейн-вилка руля высоты; 9—руль высоты; 10—рычаг тяги руля направления; 11 —тяга руля направления; 12—вилка руля направления; 13 — кронштейн-вилка соединительной тяги (2 шт.); 14 — руль направления (2 шт.); 15—соединительная тяга рулей направления; 16 — шарнир (13 шт.); 17—корпус аэросаней

Узел управления аэросанями: 1—ручка (труба диаметром 20); 2—плечо рычага руля направления (труба 20x20); 3 — вертикальная ось (болт М5); 4—рычаг тяги руля направления (труба 20x20); 5 — наконечник-вилка рычага; 6 — плечо рычага руля высоты (труба 20x20); 7 — горизонтальная ось (болт М5); 8—рычаг руля высоты (труба 20x20) 9—тяга руля направления (дюралюминиевая труба диаметром 10); 10—тяга руля высоты (дюралюминиевая труба диаметром 10)

Лыжа и её подвеска на траверсе: 1—подошва (пластик s5); 2—полоз (доска s20); 3—короб (доска s20); 4—нижний кронштейн шарнира (сталь, лист s3, 2 шт.); 5 — верхний П-образный кронштейн шарнира (сталь, лист s3); 6—проставка (доска 180x40); 7—траверса (доска 240x40); 8 — крепление проставки к траверсе (мебельный болт М8, 4 шт.); 9—ось шарнира (шпилька М8)

Руль высоты: 1—дуга рамки (труба диаметром 16); 2 — основание рамки (труба диаметром 16); 3 — поперечина (труба диаметром 16, 3 шт.); 4—кронштейны-проушины шарнирного крепления руля к стойкам (сталь, лист s3, 2 пары); 5—кронштейн тяги руля

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях
Аэросани