Самодельные аэросани с аэрорулями

Самодельные аэросани рыбака

Чертежи аэросаней "Старт" и "Комета"

Как сделать аэросани

Аэросани на колесах - аэромобиль

Конструкция аэросаней Ак-5

Конструкция аэросаней Ак-6

Как сделать аэросани с ломающиеся рамой

Двигатель
для аэросаней

Двигатель для
аэросеней-2

Комфортабельные аэросани своими
руками

Конструкция
аэросаней с лодочным мотором

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть первая)

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть вторая)

Самодельные
аэросани "Шквал-2"

Чертежи аэросаней "Простор

Конструкция аэросаней "Планета"

Аэросани - аэролодка своими руками "Гидра"

Аэроджип "Торос-3"

Конструкция
аэросаней с четырьмя лыжами

Конструкция
аэросаней
управляемых
воздушным рулем

Конструкция простых аэросаней

Оппозитный
двигатель для аэросаней

Как самому сделать аэросани С-6

Самодельные
аэросани "Триумф"

Аэросани Ка-30

Аэронарты

ЧЕРТЕЖИ САМОДЕЛЬНЫХ АЭРОСАНЕЙ "Выдра"

(Чать вторая)

МОТОРНАЯ РАМА АЭРОСАНЕЙ — это сварная конструкция, изготовленная в основном из стальной трубы 22x2. Главные силовые элементы рамы — дуги, согнуты в нагретом состоянии из отрезков трубы, предварительно набитых песком. Концы дуг имеют горизонтальные обоймы под кронштейны крепления к корпусу аэросаней, а середины (вверху) соединены поперечиной, к которой приварены четыре вертикальные обоймы подвески двигателя, усиленные стальными косынками толщиной 2 мм.

Там же вверху, слева и справа, к дугам сваркой присоединены две обоймы из трубы 16x2 под вилки подкосов аэродинамических килей. На задний конец левой дуги, перед приваркой нижней обоймы, надеты две детали: кольцо из стальной проволоки диаметром 6 мм и пусковой шкив. Первое прихвачено сваркой и предназначено для ограничения хода вверх второго, а второй, свободно перемещающийся по дуге, — для запуска двигателя с помощью шнура. Кольцо для легкого скольжения шкива периодически покрывается смазкой «Литол-24».

С помощью шкива двигатель запускается следующим образом. Водитель навивает на маховик пусковой шнур (полтора-два оборота), поднимает до упора в кольцо шкив, накладывает на него шнур и плавно, но с силой тянет его на себя. Двигатель начинает работать, шнур соскакивает со шкива и тот под действием силы тяжести падает по дуге вниз, занимая свое транспортное положение. Двигатель (цилиндром вниз) крепится к моторной раме четырьмя болтами М8х1,5 через амортизаторы — резиновые втулки, вставляемые в вертикальные обоймы.

Гайки болтов зашплинтованы. Аналогично к корпусу аэросаней, а точнее — к кронштейнам на усиленных стрингерах, крепится и сама моторная рама. Таким же способом — через резиновые втулки-амортизаторы, только стальными шплинтуемыми пальцами диаметром 6 мм вместо болтов, — крепятся к моторной раме подкосы аэродинамических килей.

ДВИГАТЕЛЬ аэросаней «Выдра» — бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный мощностью 18 л.с. И самое главное — самодельный, изготовленный из узлов и деталей различных лодочных, мотоциклетных и пусковых двигателей.

КАРТЕР двигателя отлит из алюминиевого сплава АП2 под посадочные размеры коленчатого вала от пускового двигателя ПД-10М и имеет аналогичный «пускачовскому» картеру разъем, стянутый четырьмя болтами М8х1,5 (в два посадочных отверстия для них введены стальные контрольные втулки, задающие точность сборки картера) и двумя винтами М6 (внизу).

Послелитейная проточка посадочных поверхностей частей картера велась на токарном станке с применением простейших приспособлений. Продувочные каналы и все внутренние поверхности тщательно обработаны вручную. Герметичность картера обеспечивают прокладки и резиновые армированные манжеты.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, как уже сказано, от «пускача». Для установки полумуфты привода магнето передний хвостовик вала доработан: во-первых, немного укорочен; во-вторых, в его шейке выбран паз под сегментную шпонку; в-третьих, просверлено осевое отверстие с резьбой М6 для винта крепления полумуфты. В картере коленвал вращается в трех подшипниках: на передний его хвостовик надет один подшипник — роликовый 2206, на задний два — роликовый 2206 и шариковый 206

Каналы смазки всех подшипников расширены. Кроме того, на хвостовики надеты три распорные шайбы толщиной 1 мм: одна на передний и две — на задний.

МАХОВИК тоже от ПД-10М. По периметру его заднего торца просверлены шесть отверстий с резьбой М8х1,5 для винтов крепления ступицы. К последней четырьмя болтами М8х1,5 пристыкован воздушный винт. Головки винтов и гайки болтов ступицы законтрены по кругу стальной проволокой.

ЦИЛИНДР вместе с гильзой — от двигателя мотоцикла «Иж-Планета-3», притянут к картеру четырьмя шпильками М10. В правом боку цилиндра (в крышке перепускного канала) просверлены три отверстия: два резьбовых М5 для крепления диафрагменного насоса и одно для штуцера резинового шланга, которым полость перепускного канала соединена с топливным насосом. ПОРШЕНЬ с кольцами и поршневой палец тоже от ПД-10М. Только в юбке поршня вырезаны дополнительные окна размером 30x30 мм.

ПОЛУМУФТА привода магнето выточена на токарном станке из текстолита. Имеет паз под поводок муфты опережения зажигания и шпоночную канавку.

МАГНЕТО типа М24 с муфтой опережения зажигания прикреплено к специально отлитому фланцу передней части картера тремя винтами М6. От магнето к кнопке двигателя «стоп» тянется кабель с двумя многожильными проводами. Рабочее направление вращения коленчатого вала двигателя задается типом магнето (левого или правого вращения). И еще. Если изменить геометрию фланца передней части картера, то вместо магнето легко установить генератор от мотоцикла «Восход». Одним словом, возможны разные варианты комплектации двигателя аэросаней.

ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК карбюратора тоже самодельный, хотя не исключено применение доработанного патрубка от мотоцикла «Иж-Плане-та-3». Важно только, чтобы при рабочем положении двигателя цилиндром вниз крышка корпуса смесительной камеры карбюратора не соприкасалась с магнето.

ТОПЛИВНЫЙ НАСОС механический — от лодочного мотора «Нептун»; ручной подкачивающий, врезанный в шланг тракта «топливный бак — карбюратор», — от лодочного «Прибоя». Карбюратор — К-36И с простым воздухоочистителем. Такова конструкция аэросаней «Выдра», которыми я пользовался несколько лет. Причем без каких-либо — даже мелких — поломок.

(Автор: В.ПЕТРОВ, Красноярский край )

Силовая установка аэросаней «Выдра»

Силовая установка аэросаней «Выдра»: 1 — корпус аэросаней; 2 — топливный бак (пластмассовая канистра емкостью 5 л); 3 — воздухоочиститель карбюратора; 4 — магнето М24; 5 — картер двигателя; 6 — воздушный винт; 7 — цилиндр двигателя; 8 — дуги моторной рамы; 9 — пусковой шкив

Моторная рама аэросаней

Моторная рама аэросаней : 1 — дуга (труба 22x2, 2 шт.); 2 — поперечина (труба 22x2); 3 — косынка (сталь, лист s2, 4 шт.); 4 — обойма крепления двигателя (труба 22x2, 4 шт.); 5— обойма крепления подкоса аэродинамического киля (труба 16x2, L20, 2 шт.); 6—упорное кольцо (проволока 06); 7—пусковой шкив (Д16Т, 070); 8 — обойма крепления к корпусу аэросаней (труба 22x2, 4 шт.)

Узел крепления двигателя к моторной раме аэросаней

Узел крепления двигателя к моторной раме: 1 —прилив картера двигателя; 2 — резиновая втулка; 3— обойма крепления двигателя; 4 — болт М8х1,5; 5 — шплинт; 6 — шайба; 7 — поперечина моторной рамы; 8 — косынка

Узел крепления моторной рамы к корпусу аэросаней

Узел крепления моторной рамы к корпусу аэросаней: 1 —дуга моторной рамы; 2 — резиновая втулка; 3,7 — болты М8х1,5; 4 — кронштейн (сталь, полоса s3); 5 — стрингер под моторную раму (70x20); 6— шуруп 3x20 (2 шт.); 8 — шайба 25x25x3 с приваренной гайкой М8х1,5; 9 — шплинт

Узел крепления аэродинамического киля к моторной раме аэросаней

Узел крепления аэродинамического киля к моторной раме: 1 — дуга моторной рамы; 2— подкос (труба 14x1); 3 — киль, 4 — обойма на дуге моторной рамы: 5 — палец диаметр 6; 6 — вилка подкоса (сталь, полоса s3); 7 — приварная гайка М6; 8 — болт М6; 9 — шайбы; 10 — резиновая втулка; 11 — шплинт

Система ручного запуска двигателя: 1 — маховик двигателя; 2 — упорное кольцо; 3 — пусковой шкив; 4— пусковой шнур

Узел крепления воздушного винта аэросаней

Узел крепления воздушного винта: 1 — маховик двигателя (от ПД-10М); 2 - винт М8 (6 шт.); 3 — контровка (проволока диаметром 1); 4 — воздушный винт; 5 болт М8х1,5 (4 шт.); 6 — гайка М14х1,5 со шплинтом; 7 — фланец (s5); 8 — ступица

Ступица воздушного винта аэросаней

Ступица воздушного винта: 1 — гайка М8 (6 шт.): 2 — корпус ступицы; 3 — болт М14х1,5

 Механизм управления дроссельной заслонкой («газом») карбюратора

Механизм управления дроссельной заслонкой («газом») карбюратора: 1 — ручка управления курсом (с кнопкой «стоп» двигателя); 2,7— упоры оболочки троса «газа» (уголок 20x20x5); 3,8—оболочка троса «газа»; 4—проходная втулка (резина); 5 — рычаг «газа»; 6 — трос «газа»

Компоновка двигателя (рабочее положение двигателя на моторной раме — цилиндром вниз): 1 —маховик (от двигателя 11Д-10М); 2,3,4 — гильза, цилиндр и головка цилиндра (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 5 — свеча зажигания; 6 — поршень (от двигателя ПД-10М); 7— карбюратор К-36И; 8 — впускной патрубок («Иж-Планета-3» или самодельный): 9 — магнето М24; 10,12 — части картера; 11 — коленчатый вал (от двигателя ПД-10М)

Габаритные размеры двигателя

Устройство кнопки «стоп» двигателя

Устройство кнопки «стоп» двигателя: 1 — нажимной элемент (пластмасса); 2 — пружина; 3 — корпус; 4 — контакты (медь); 5 — стопорный винт (3 шт.); 6 — ручка (резина); 7 — рычаг управления; 8 — провод; 9 — втулка-изолятор

Компоновка деталей двигателя в картере: 1 — задняя часть картера; 2 — шпилька М10х1,5 крепления цилиндра (4 шт.); 3 — шатун поршня (от двигателя ПД-10М): 4 — передняя часть картера; 5 — полумуфта привода магнето (текстолит); 6— сегментная шпонка 5x9; 7 — муфта опережения зажигания; 8 — винт М6 крепления магнето (3 шт.); 9 — винт М6 крепления полумуфты; 10,17 — манжеты 1-30x52-1; 11,16 — подшипники 2206; 12 — распорная шайба (3 шт.); 13 — коленчатый вал; 14 — прокладка; 15 — подшипник 206

Картер двигателя: 1 — задняя часть (алюминиевый сплав АЛ2); 2 — шпилька М10х1,5 крепления цилиндра (4 шт.); 3 — передняя часть (алюминиевый сплав АЛ2); 4 — болт М8х1,5 (4 шт.); 5 — установочная втулка (сталь, 2 шт.); винты и болты, стягивающие части картера, на деталировке не показаны; размеры даны с учетом толщины прокладки между частями картера

Доработка коленчатого вала

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях
Аэросани