Самодельные аэросани с аэрорулями

Самодельные аэросани рыбака

Чертежи аэросаней "Старт" и "Комета"

Как сделать аэросани

Аэросани на колесах - аэромобиль

Конструкция аэросаней Ак-5

Конструкция аэросаней Ак-6

Как сделать аэросани с ломающиеся рамой

Двигатель
для аэросаней

Двигатель для
аэросеней-2

Комфортабельные аэросани своими
руками

Конструкция
аэросаней с лодочным мотором

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть первая)

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть вторая)

Самодельные
аэросани "Шквал-2"

Чертежи аэросаней "Простор

Конструкция аэросаней "Планета"

Аэросани - аэролодка своими руками "Гидра"

Аэроджип "Торос-3"

Конструкция
аэросаней с четырьмя лыжами

Конструкция
аэросаней
управляемых
воздушным рулем

Конструкция простых аэросаней

Оппозитный
двигатель для аэросаней

Как самому сделать аэросани С-6

Самодельные
аэросани "Триумф"

Аэросани Ка-30

Аэронарты

КОНСТРУКЦИЯ АЭРОСАНЕЙ УПРАВЛЯЕМЫХ ВОЗДУШНЫМ РУЛЕМ

Аэросани, о которых пойдет речь, — это уже третья моя конструкция. Первые две были традиционными и не во все меня устраивали. Постепенно возникла собственная схема (хотя, возможно, она уже известна). Основная идея заключалась в том, чтобы аэросани были предельно простыми технологичными, но в то же время, чтобы это не сказывалось отрицательно на эксплуатационных характеристика машины. Итак, у аэросаней лишь две опорные лыжи, и управляются они воздушным рулем.

От трехлыжной схемы их отличает меньшее сопротивление передвижению (два следа вместо трех), а по сравнению с четырехлыжной — меньшие габариты, масса и лучшая маневренность. При скорости порядка 5—6 км/ч аэросани способны разворачиваться практически на месте. Рама сварная, изготовлена из стальной трубы прямоугольного сечения 40x25 мм, а также обрезков труб от диаметра 14 до 34 мм. Кроме того, использованы уголки сечением 25 Х25 мм и 30x30 мм.

Спереди каркас имеет специальную конструкцию под съемный обтекатель, а в перспективе на его месте можно оборудовать закрытую кабину. Лыжи деревянные, из сосновой доски сечением 200 X Х25 мм. Снизу они покрыты полиэтиленом, но лучше было бы применить фторопласт. Носки лыж изготовлены из листового дюралюминия толщиной 3,5 мм и сверху усилены распорками из листовой стали сечением 20X5 мм. Каждая лыжа установлена на двух пружинных амортизаторах, причем у задней подвески каждой лыжи в отличие от передней не круглое, а продолговатое отверстие, благодаря чему амортизаторы не заклинивает. Воздушный руль имеет сваренную из стальной трубы диаметром 20 мм и уголка 25x25 мм стойку-каркас.

Сюда на одиннадцати болтах М6 крепится лист фанеры толщиной 4 мм. Поворот руля осуществляется с помощью жесткой тяги и коромысла с парой педалей. Двигатель аэросаней, можно сказать, классический: списанный «пускач» ПД-10 с цилиндром от мотоциклетного мотора ИЖ-П-3. Правда, он предельно облегчен — полукартер, к которому крепится магнето, срезан, а само магнето имеет привод непосредственно от коленвала через самодельную муфту. Двигатель для повышения устойчивости саней установлен в перевернутом виде (цилиндром вниз) и крепится четырьмя болтами М14Х1.5 с гайками, контргайками и пружинными шайбами. Карбюратор — мотоциклетный, марки К-36И.

Патрубок, соединяющий карбюратор с всасывающим окном цилиндра, также от мотоцикла ИЖ-П-3. Поверхности, которыми патрубок соединяется с карбюратором и цилиндром, обработаны на токарном станке таким образом, что они стали параллельны друг другу. Воздухоочиститель самодельный, с капроновой набивкой и воздушной заслонкой, облегчающей запуск двигателя при особо низких температурах. При сборке двигателя пришлось учитывать, что сплав, из которого изготовлен поршень «пускача» ПД-10, имеет очень большое тепловое расширение.

Поэтому цилиндр следует расточить таким образом, чтобы зазор между поршнем и гильзой при температуре воздуха 20 составлял 0,20 — 0,22 мм. Если зазор будет меньше, то при длительной работе на максимальной мощности поршень может заклинить. При увеличении зазора возможен прорыв газов между юбкой поршня и гильзой цилиндра, что неизбежно приведет к потере мощности и увеличению расхода топлива. Бензобак изготовлен из старого огнетушителя. (Предварительно из него паяльной лампой была выжжена вся краска.) Топливо к карбюратору поступает из бака самотеком через мотоциклетный краник КР-12.

Воздушный винт я пытался рассчитать по методике, опубликованной в «М-К» № 9 за 1977 год. Однако на практике получившийся винт не развивал максимальной тяги. Пришлось изготовить новый, с внесенными «на глазок» изменениями. Теперь винт имеет диаметр 1,04 м, шаг Н 0,45 м и ширину лопасти В=120 мм. Он легко разгоняет сани до скорости 50 км/ч при движении по снежной целине, а по утрамбованному снегу или насту — до 80 км/ч. Винт крепится к маховику четырьмя болтами М8 с гайками, контргайками и пружинными шайбами. Маховик имеет специальный ручей для пускового шнура. Устройства безопасности включают ограждение винта, скребковый тормоз и тумблер аварийного выключения зажигания.

(Автор; В. ДУБ0ВЦЕВ, с. Хороши, Богородский р-н. Кировская обл)

.

Общий вид аэросаней

Рис. 1. Аэросани с воздушным рулем: 1 — руль. 2 — стойка руля, 3 — воздушный винт, 4 — моторама, 5 — картер двигателя, 6 — топливный бак. 7 — магнето, 8 — карбюратор, 9 — воздухоочиститель, 10 — цилиндр и головка двигателя, 11 — тормозной скребок. 12 — тормозная тяга 13 — продольная балка рамы, 14 — сиденье водителя, 15 — рукоятка газа, 16 — рычаг тормоза, 17 — возвратная пружина, 18 — рулевая тяга, 19 — педаль рулевого управления, 20 — лыжа, 21 — пружинный амортизатор, 22 — крепление лыжи, 23 — рычаг топливного корректора, 24 — тумблер аварийного выключения зажигания. 25 — поперечная балка рамы. 26 — ограждение винта.

Р и с. 2. Подвеска лыжи: 1 — заглушка 2 — гайка 3, 6 — бронзовые втулки, 4 — канал для смазки 5 — цилиндр 7 — шток амортизатора, 8 — пружина амортизатора, 9 — болт крепления лыжи. 10 — уголок крепления лыжи, 11 — гайка и контргайка, 12 - пружинная шайба, 13 — шайбы-проставки Общий вид аэросаней

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях
Аэросани