Самодельные аэросани с аэрорулями

Самодельные аэросани рыбака

Чертежи аэросаней "Старт" и "Комета"

Как сделать аэросани

Аэросани на колесах - аэромобиль

Конструкция аэросаней Ак-5

Конструкция аэросаней Ак-6

Как сделать аэросани с ломающиеся рамой

Двигатель
для аэросаней

Двигатель для
аэросеней-2

Комфортабельные аэросани своими
руками

Конструкция
аэросаней с лодочным мотором

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть первая)

Чертежи самодельных аэросаней "Выдра" (Часть вторая)

Самодельные
аэросани "Шквал-2"

Чертежи аэросаней "Простор

Конструкция аэросаней "Планета"

Аэросани - аэролодка своими руками "Гидра"

Аэроджип "Торос-3"

Конструкция
аэросаней с четырьмя лыжами

Конструкция
аэросаней
управляемых
воздушным рулем

Конструкция простых аэросаней

Оппозитный
двигатель для аэросаней

Как самому сделать аэросани С-6

Самодельные
аэросани "Триумф"

Аэросани Ка-30

Аэронарты

КАК СДЕЛАТЬ АЭРОСАНИ С ЛОМАЮЩЕЙСЯ РАМОЙ

Как сделать аэросани. Вездеходная техника — мое давнее и непреходящее увлечение. Вот уже более тридцати лет я в свободное время проектирую и строю разные вездеходные машины. Но особое пристрастие у меня к снегоходам: мотонартам и аэросаням, хотя и среди них отдаю предпочтение последним. Наверное, потому, что сам когда-то закончил МАИ (Московский авиационный институт) и работал в фирме Сухого Аэросани и самолеты, как, известно, «роднят» подобные силовые установки — винтомоторные.

Начинал я с создания инструментальной и станочной базы. По ходатайству редакции журнала «Моделист-конструктор» еще в 1980 годы домоуправление выделило мне в подвале помещение, которое я оборудовал под небольшую мастерскую и начал работать. Тут же появились добровольные помощники — ребята из нашего и соседних домов. Я старался развить у них интерес к техническому творчеству, и думаю, что это мне удалось. В дальнейшем почти все они связали свою жизнь с авиацией, многие закончили авиационный институт и успешно трудятся в конструкторских бюро и самолетостроительных фирмах.

Вспоминается, как трудно давался первый снегоход — сказывалось отсутствие опыта в создании подобных машин. Специальной же литературы тогда не было. Спасибо журналу «Моделист-конструктор», который я выписываю с давних пор, а точнее с самого его появления в середине 1960-х годов. Уже тогда в нем я находил немало полезной информации, и не только по части снегоходной, но и другой техники. На тот снегоход я затратил двухгодовой запас свободного времени и упорного труда. Но даже первый блин не получился комом — была создана работоспособная машина. Аэросани имели закрытую двухместную кабину.

Все четыре лыжи были управляемыми, а потому задние шли строго по колее передних, значительно снижая сопротивление движению, по сравнению с трехколейной (трехлыжной) схемой. Двигатель — от тяжелого мотоцикла М-72: 2-цилиндровый, оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 22 л.с. Винт двухлопастный диаметром 1250 мм. С такой силовой установкой аэросани разгонялись до 50 км/час. Удача, как известно, окрыляет. А потому появилось желание сделать конструкцию с улучшенными ходовыми качествами. Ею стала так называемая «аэролыжа» — снегоход с одной большой центральной лыжей и двумя маленькими боковыми (поддерживающими).

Управление осуществлялось двумя профилированными ножами, установленными по бокам центральной лыжи и выдвигаемыми ниже ее подошвы. «Аэролыжа» с той же винтомоторной установкой развивала уже 70 км/час. Однако осталась «старая болезнь» — маломощный двигатель воздушного охлаждения и на такой облегченной конструкции и при достаточно высокой скорости даже в приличный морозец все равно перегревался. Проблема решилась с приобретением и установкой на «аэролыжу» списанного (но восстановленного) авиационного двигателя «Вальтер-Минор 4-III» чехословацкого производства.

Мощности мотора в сто с лишним лошадиных сил хватало теперь и для буксировки дельтаплана. Как ни хорош был «Вальтер», но исчерпанный его ресурс и трудности с приобретением запасных частей к нему поставили очередную задачу — сделать аэросани с доступным, достаточно мощным и надежным двигателем жидкостного охлаждения. По публикациям в «Моделисте-конструкторе» из истории создания аэросаней я знал об успешном использовании на них автомобильных двигателей. Еще в военном 1941 году были спроектированы и выпускались серийно боевые аэросани РФ-8 с двигателем ГАЗ-М-1. Современные же автомобильные моторы по надежности и удельной мощности ушли далеко вперед.

Наиболее подходящим для аэросаней виделся жигулевский двигатель 2103 — среди автомобилистов он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Очередную модель аэросаней (уже со следующим поколением самодельщиков — с сыном) решили делать с упомянутым выше двигателем ВАЗ-2103 по классической четырехлыжной схеме, но с «ломающейся» рамой. Рама аэросаней хотя и необычная для подобных машин, однако, по конструкции достаточно простая, и прежде всего потому, что плоская. Состоит она из двух подобных Т-образных полурам: передней и задней. На передней смонтирована кабина, а на задней — силовой агрегат.

Кабина имеет свой каркас, а винтомоторная установка сконструирована на собственном подрамнике. Благодаря этому и кабину, и двигатель можно монтировать на полурамах, как автономные модули. Основой каждой полурамы служит центральный лонжерон и траверса, выполненные из стальной толстостенной трубы диаметром 60 мм. На свободных концах лонжеронов смонтированы ответные части шарнирного соединения, благодаря которому рама может «ломаться» под углом 60° — по 30° в ту и другую сторону, тем самым осуществляя соответствующий поворот машины или разворот.

Т-образные соединения лонжеронов с траверсами усилены подкосами. Кроме того, к полурамам приварены дополнительные элементы, не влияющие особенно на ее жесткость и прочность, но необходимые для монтажа на них кабины и винтомоторной установки. И еще. Для разгрузки рамы от скручивающих моментов и исключения зависания лыж над неровностями дороги задняя полурама имеет возможность поворачиваться относительно продольной оси. Для этого в шарнире предусмотрен подшипниковый узел. Фотография шарнирного узла и его рисунок имеют непринципиальные различия— это возможные варианты исполнения.

В процессе монтажа аэросаней к лонжерону передней полурамы была приварена еще площадка аккумулятора, а задней — стойка для крепления радиатора. Но эти элементы не силовые и в чертеж рамы не включены — они хорошо видны на фотографиях. Конструкция ходовой части аэросаней — лыжная, четырехопорная, двухколейная. Все четыре лыжи одинаковые. Выклеены из пяти слоев 4-мм фанеры на эпоксидном клее. Подошвы лыж подбиты полиэтиленом низкого давления толщиной 4 мм. Посредине лыжи прикреплены подрезы из дюралюминиевого тавра, а по краям — окантовки из такого же уголка 25x25 мм.

Рычаги подвески сварены из труб: стойки — из квадратных (30x30 мм), а втулки — из круглых диаметром 45 мм. Каждая подвеска лыжи снабжена пружинно-гидравлическим амортизатором от тяжелого мотоцикла «Урал». Лыжа верхней втулкой рычага подвешивается на ось рамы. Кабина аэросаней двухместная, сиденья водителя и пассажира расположены рядом друг с другом. Каркас кабины собран из дюралюминиевых труб диаметром 16 мм. Обшивка и пол — фанерные. Переднее ветровое стекло — от мотоколяски СЗД. Кабина к передней полураме крепится в четырех точках через резиновые амортизационные подушки.

Главный же модуль аэросаней — винтомоторная установка — состоит из двигателя, клиноременной передачи и воздушного винта Двигатель, как было отмечено ранее, использован от автомобиля «Жигули-2103» без переделок. От этого же автомобиля взят и картер сцепления и даже торцевая часть коробки передач. Но на месте корзины сцепления теперь установлен шестиручьевой ведущий шкив клиноременной передачи (передаточное отношение i =.2). Ремни — с профилем типа А. Для них в верхней части картера вырезано окно. А чтобы сохранить прочность корпуса картера, его заднюю крышку впоследствии притянул к двигателю талрепом.

Ведущий шкив прикреплен к маховику и сидит вместе с ним на выходном валу двигателя. Но для разгрузки подшипника выходного вала двигателя к шкиву с наружной стороны присоединена еще короткая ось с фланцем. Конец оси установлен в подшипник 180506. Корпус этого подшипника смонтирован в торцевой крышке от коробки передач. Ведомый шкив размещен на одном валу с воздушным винтом, на противоположном его конце. Сам вал установлен в двух подшипниках: один (180110) — со стороны шкива, другой (180508) — со стороны винта в едином корпусе. Двигатель, для понижения центра тяжести саней, размещен непосредственно на раме на четырех амортизирующих резиновых подушках, а корпус подшипников с ведомым шкивом и винтом выше двигателя — на площадке специально изготовленного подрамника.

Для натяжения ремней по мере их вытягивания площадка поднимается повыше. Вместе агрегаты составляют автономную винтомоторную силовую установку и при необходимости могут быть сняты с аэросаней и установлены на другое транспортное средство, например, лодку, превратив ее в глиссер. Воздушный винт аэросаней — толкающий трехлопастный, фиксированного (изменяемого на месте) шага от 700 до 1100 мм, диаметром 1710 мм, промышленного изготовления. До этого стоял самодельный двухлопастный.

Он остался еще от винтомоторной силовой установки с двигателем от мотоцикла М-72. Но с мотором от ВАЗ-2103 винт работал даже хуже, чем с мотоциклетным, и его пришлось заменить. Важнейший элемент безопасной эксплуатации аэросаней — ограждение воздушного винта. На моей машине оно пока габаритное, трубчатое. Но в дальнейшем думаю заменить его на аэродинамическое кольцо — дюзу. Это предположительно позволит увеличить на 10 — 15% тягу винта и защитить пропеллер от повреждений ветвями деревьев.

Электрооборудование аэросаней стандартное и состоит из аккумулятора, генератора и стартера Управляются аэросани с помощью рулевого колеса через червячный редуктор с сошкой и рулевую тягу, которая тянет (или отталкивает) качалку и «ломает» раму. Тормоз аэросаней — скребкового типа с приводом от рукоятки через трос.

(Автор: В.КУКИН)

Компоновка и геометрическая схема аэросаней: 1 — кабина; 2 — передняя лыжа (2 шт.); 3 — передняя полурама; 4 — сочленяющий узел; 5 — задняя полурама; 6 — двигатель ВАЗ-2103, N = 71 л.с., n = 5500 об/мин.; 7 — задняя лыжа (2 шт.); 8 — ведущий шестиручьевой шкив клиноременной передачи в картере от сцепления ВАЗ-2103; 9 — подрамник винтомоторной установки; 10 — трехлопастный толкающий воздушный винт диаметром 1720 мм изменяемого шага от 700 до 1100 мм; 11 - подшипниковый узел винта в корпусе; 12 — ведомый шестиручьевой шкив клиноременной передачи; 13—ремни клиноременной передачи (тип А, 6 шт.); 14 — радиатор жидкостного охлаждения (ВАЗ-2103); 15 — аккумулятор (автомобильный); 16 — сиденье (2 шт.); 17 — ограждение воздушного винта (стальная труба диаметром 22)

«Ломающаяся» рама аэросаней (расположение рулевого механизма — условное): 1 - траверса передней полурамы (труба диаметром 60); 2 — подкос передней полурамы (труба диаметром 30, 2 шт.); 3 - лонжерон передней полурамы (труба диаметром 60); 4 - шарнирный стыковочный узел передней и задней полурам; 5 - лонжерон задней полурамы (труба диаметром 60): 6 - подкос задней полурамы (труба диаметром 30. 2 шт.); 7 — поперечина (швеллер № 5): 8 - траверса задней полурамы; 9 - резьбовой штырь M 12 с резиновой подушкой крепления двигателя; 10 -опорная площадка (швеллер № 5, 4 шт.); 11- ось подвески лыжи (труба диаметром 25, 4 шт.); 12- качалка-рычаг «перелома» полурам; 13 -тяга (труба диаметром 22); 14 - сошка; 15 -червячный рулевой редуктор; 16 — рулевой вал с «баранкой»

Узел ведущего шкива в картере сцепления: 1- ведущий шестиручьевой шкив с профилем ручья под клиновой ремень типа А (дюралюминий, круг 140); 2 - маховик двигателя; 3 — коленчатый вал двигателя; 4 - центрирующая передняя втулка (СтЗ, круг 35); 5 винт М10 (с пружинной шайбой) крепления ведущего шкива и маховика к коленчатому валу (6 шт.); 6 - блок цилиндров двигателя; 7 - винт крепления картера сцепления к блоку двигателя (штатный, 5 шт.); 8 — картер сцепления (доработанный): 9 - винт М6 с пружинной шайбой крепления фланца оси к ведущему шкиву (6 шт.); 10 — крышка (передняя стенка от коробки передач ВАЗ-2103); 11- ось (сталь 45, круг 120); 12 - подшипник 180506 (62x30x16 — D x d х Ь); 13 — винт М8 крепления шайбы-насадки; 14 - шайба-накладка (СтЗ, лист s3); 15 — центрирующая задняя втулка (СтЗ, крут 75); 16 - винт М10 с пружинной шайбой крепления крышки к картеру сцепления (6 шт.)

Cтыковочно-поворотный узел передней и задней полурам: 1 - лонжерон передней полурамы; 2 «электро-заклепка» (по потребности): 3 -втулка шарнира (СтЗ); 4 — радиально упорный роликоподшипник 7208 (2 шт.); 5 —ось шарнира (спецболт диаметром 40 и М36); 6- осевой болт М10. 7- ограничитель хода оси (СтЗ, лист s8); 8 - упорный шарикоподшипник 8207; 9 - короткая распорная втулка (СтЗ. круг 41): 10 - радиальный шарикоподшипник 180207 (2 шт.); 11 —внутренняя распорная втулка (СтЗ, круг 41); 12 - наружная распорная втулка (СтЗ, круг 72); 13 - регулировочная шайба (СтЗ. круг 72); 14- стопорное кольцо; 15 - шплинт (болт Ml6); 16- заполняющая втулка (СтЗ, круг 72); 17— лонжерон задней рамы; 18- качалка-рычаг; 19 - ось поворота задней полурамы (сталь 45, круг 40)

Лыжа и ее подвеска: 1 —лыжа; 2— кронштейн крепления амортизатора; 3 - ось крепления амортизатора к кронштейну; 4- амортизатор; 5- рычаг; 6 — кронштейн крепления оси рычага (2 шт.); 7- подшипники скольжения верхней втулки рычага (текстолит, 4 шт.); 8- болт Мб крепления кронштейнов с потайной головкой (8 шт.); 9 - ось рычага (болт М10); 10 — окантовка (дюралюминиевый уголок 25x25, 2 шт.); 11- шуруп крепления окантовки (по потребности); 12 — подрез (дюралюминиевый тавр 40x20); 13- подбой (полиэтилен низкого давления, s4)

Винтомоторная установка. Монтаж подшипникого узла винта на подрамнике: 1 - винт, 2 - втулка винта; 3- малый фланец вала винта: 4 - гайка М20 крепления фланца; 5 - подшипник 180110; 6 - стопорное кольцо подшипника; 7 - вал винта; 8 — гайка крепления подшипника; 9- подшипник 180508; 10 - крышка корпуса подшипника;11 -болты М10 крепления шкива и большого фланца вала винта (6 шт.); 12 - ведомый шкив; 13- корпус подшипников; 14- опорная и подвижная площадки; 15 - регулировочные болты натяжения ремней (М16, 4 шт.); 16 —длинный подкос (стальная труба диаметром 32, 2 шт.); 17- короткий подкос (стальная труба диаметром 32, 2 шт.); 18 - приводные ремни (тип А, 6 шт.); 19 —двигатель; 20 -талреп; 21- опорная поперечина коротких подкосов (уголок 60x30); 22 - картер с ведущим шкивом; 23 - болт М10 крепления подрамника к силовому агрегату (4 шт.); 24 - опорная поперечина опийных подкосов (уголок 60x30); 25 — стойка (уголок 40x40, 2 шт.); 26 - подушка; 27 - поперечина задней полурамы

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях
Аэросани